Боденплятте-45

/Bodenplatte-45

 

Русскоязычная страничка, посвящённая новогоднему удару люфтваффе 1 января 1945 года по аэродромам союзников в Бельгии, Голландии и Франции.

First web-site about Bodenplatte-45 in Russian


     Общие сведения     JG 3 атакует Эйндховен     Действия реактивных самолетов    Справочные данные     Документы     Разное

 

Общие сведения

Люфтваффе на Западном фронте в декабре 1944 г.

Операция "Боденплятте" - замысел, планы, цели.

1 января 1945 г.

Итоги. Цифры и факты "Боденплятте"

Ссылки и литература

 

Люфтваффе на Западном фронте в декабре 1944 г.

 

К началу декабря 1944 г. люфтваффе на Западном фронте проводило наращивание и перегруппировку сил перед предстоящим наступлением в Арденнах. В рамках этих мероприятий был проведён ряд чрезвычайных мер - из состава воздушного флота ПВО Германии "Рейх" командованию люфтваффе "Запад" была передана большая часть одномоторных истребителей, были переброшены все мало-мальски свободные резервы из Италии и Восточного фронта. Дополнительно был проведён ряд других мер - оборудование всех истребителей бомбодержателями, сосредоточение реактивной авиации и других. В итоге к началу наступления (16 декабря 1944 г.) на западе Германия имела следующее количество самолётов (см. таблицу).

 

 

Основной тип самолёта

Западный фронт

ПВО Германии

Дальние бомбардировщики

He-111

55

---

Реактивные бомбардировщики

Me-262A, Ar-234B

40

---

Штурмовики

FW-190F

155

---

Ночные бомбардировщики

Ju-87D

135

---

Одномоторные истребители

Bf-109G, FW-190A

1770

400

Двухмоторные истребители

Ju-88G

140

1100

Разведчики

---

65

---

Всего:

---

2360

1500

 

Этим силам противостояла армада союзников в составе 8-й (стратегической) и 9-й воздушных армий США, а также 2-й тактической воздушной армии Великобритании, насчитывающая около 6000 самолётов.

В рамках поддержки наступления, командование "Запад" планировало провести один массированный внезапный удар по аэродромам тактической авиации союзников. Первоначально операция планировалась на середину декабря, но погодные условия не позволили её провести. С началом же наступления люфтваффе было активно задействовано в операциях по поддержке наземных войск. Так, 17 декабря немцы совершили около 600 самолётовылетов днём и около 300 - ночью. В отдельные дни им удавалось совершать до 1200 самолётовылетов в день. И хоть это резко контрастировало с активностью в течении октября-ноября (когда на западе днём совершалось всего по 10-20 вылетов днём и 40-60 ночью), союзники в этот же период совершали примерно по 3000 вылетов в день!

 

Замаскированные самолёты JG 53

 

Потери немецкой авиации начали угрожающе расти и к 27 декабря достигли чудовищной цифры - почти тысячу самолётов - 644 были сбиты и 227 повреждены. Потери в личном составе составили около 500 человек убитыми раненными и пленными. Таким образом, к концу декабря количество самолётов всех типов на Западном фронте резко сократилось и теперь составляло около 1450 машин. В таких условиях проводить амбициозную операцию большинство командиров люфтваффе считало невозможным.

 

Операция "Боденплятте" - замысел, планы, цели

 

Иного мнения были Геринг и командующий силами люфтваффе на Западе генерал Дитрих Пельц. Под председательством последнего 15 декабря 1944 г. было проведено секретное совещание с командирами частей, на котором было принято окончательное решение и разработан детальный план уже давно готовившейся операции.

Согласно плану Пельтца, ударам должны били подвергнутся около двадцати аэродромов союзников, в основном в Бельгии и Голландии. Облегчало планирование то, что все целевые аэродромы до этого долгое время находились в руках люфтваффе. Решающим условием успеха небезосновательно считалась полная внезапность. Для решения проблемы отсутствия опытных командиров и ведущих, был временно снят запрет на участие в боях командиров частей и привлечены инструкторы лётных школ.

 

Командующий силами люфтваффе на Западе генерал-майор Дитрих Пельтц (в центре)

 

В грандиозном налёте на аэродромы Бельгии, Голландии и Франции должны были принять участие почти все наличные силы люфтваффе на Западе. Они включали в себя одиннадцать истребительных эскадр (JG 1, JG 2, JG 3, JG 4, JG 6, JG 11, JG 26, JG 27, JG 53, JG 54, JG 77), практически всю ночную авиацию - около 80 Ju-88 (в виду слабой навигационной подготовки большинства пилотов они использовались в качестве ведущих или "Lotse" - "лоцманов"), все боеготовые подразделения реактивной авиации - KG 51 (24 ед. Me-262A-2) и KG 76 (10 ед. Ar-234B-2).

Ниже приведено распределение целей между эскадрами по плану операции (данные Википедии)

 

Цель

Код цели (союзн.)

Союзные ВВС

Основной тип(ы) самолётов на аэродроме

Для кого цель

Дёрн, Бельгия

B-70

RAF

Тайфун/Спитфайр/П-51Мустанг

JG 77

Аш

Y-29

USAAF

П-47 Тандерболт /П-51Мустанг

JG 11

Брюссель-Эвере

B-56

USAAF / RAF

Спитфайр

JG 26 и JG 54

Брюссель-Гримберген

B-60

USAAF

Б-17 /П-51 Мустанг

JG 26 и JG 54

Брюссель-Мецброк

B-58

RAF

Б-25

JG 27 и JG 54

Эйндховен

B-78

RAF / RCAF

Тайфун/Спитфайр

JG 3

Гент/Сен-Дени-Запад

B-61

RAF

Спитфайр

JG 1

Гильце-на-Рейне

B-77

RAF

Спитфайр/П-51 Мустанг

KG 51 и JG 3

Хееш

B-88

RCAF

Спитфайр

JG 6

Ле Куло

A-89

USAAF

Ф-5 Лайтнинг

JG 4

Мальдегем

B-65

RNZAF / RAF

Спитфайр

JG 1

Метц-Фрескати

A-90

USAAF / RAF

П-47 Тандерболт

JG 53

Опховен

Y-32

RAF

Спитфайр

JG 4

Синт-Труиден

A-92

USAAF

П-47 Тандерболт

SG 4 и JG 2

Вёлкель

B-80

RNZAF

Тайфун/Темпест

JG 6

Военсдрехт

B-79

RAF

Спитфайр

JG 77

Урсель

B-67

USAAF /RAF

Москито/Ланкастер/Б-17 (небольшое кол-во)

JG 1

 

Общее количество самолётов, которые должны были принять участие в операции оценивалось примерно в 800-900 машин. В случае успеха ожидалось, что массированный удар поможет обороняющимся войскам и улучшит, становящуюся почти безнадёжной, ситуацию в воздухе.

 

Положение Германии к 1 января 1945 г.
(щёлкните чтобы увеличить)

 

1 января 1945 г.

 

Операция началась как и планировалось - утром 1 января 1945 года. Удалось достичь полной внезапности, хотя надежды застать всю авиацию союзников на земле оправдались не в полной мере. Всего было атаковано 17 аэродромов. Наиболее мощным и результативным атакам подвергся эйндховенский аэродром, который помимо JG 3 по ошибке атаковала часть сил JG 6.

Кроме этого в рамках операции был проведена отвлекающая бомбардировка доков Антверпена, а по объектам в Брюсселе нанесли удар "арадо" KG 76.

 

Фотография аэродрома в Эвере (цель для II. и III./JG 26).
Прекрасно видны ряды самолётов.

 

Несмотря на некоторый успех, было, тем не менее, допущено много ошибок, главным образом из-за слабой подготовки личного состава. Так, некоторые самолёты не смогли отыскать цель, несмотря на помощь "лоцманов". Часть отстала и пришла к цели с опозданием. В воздухе над самой целью зачастую царил хаос, по этой причине произошло несколько столкновений. Часть самолётов подверглась атаке уже поднявшихся в воздух "спитфайров" и "темпестов". Много самолётов было сбито собственными зенитчиками, которые ничего не знали об операции (хотя процент от общего числа не так высок, как принято считать).

Тем не менее, немцы сочли операцию успешной. С обоих сторон прозвучали фантастические цифры потерь противника - свыше 500 самолётов!

 

Результат атаки JG 53 "тандерболтов" на аэродроме Метц-Фрескати.
Американцы потеряли 26 самолётов уничтоженными и 11 повреждёнными.
Потери 53 эскадры были больше - из 80 самолётов 30 были сбиты, ещё 8 получили повреждения.

 

Итоги. Цифры и факты "Боденплятте"

 

Точное количество потерь союзников 1 января 1945 года до сих пор не известно. По разным оценкам оно колеблется от 115/90 уничтоженных/повреждённых до, соответственно, 290/180.

Наиболее вероятными представляются цифры в таблице ниже.

 

Тип самолёта

Уничтожено

Повреждено

Одномоторный

143

139

Двухмоторный

75

12

Четырёхмоторный

15

5

Всего

232

156

Потери союзников 1 января 1945 г.

 

Плюс к этому следует добавить 15 самолётов, сбитых в воздухе и около 10 повреждённых. Таким образом, общие потери союзников по разным оценкам составляют от 247 до 305 уничтоженными, и от 166 до 190 повреждёнными.

Кроме потерь собственно в самолётах, был нанесён существенный ущерб материальной части аэродромов, некоторые из них вышли из строя на неделю и больше.

Какова же была плата за это?

Суммарные потери Bf-109 и FW-190 составили сбитыми - 271 самолёт, повреждёнными - 67 самолётов. Потери Ju-88 составили 9 сбитыми и 4 повреждёнными. Таким образом общие потери составили 280 сбитыми и 71 повреждёнными.

Причины по которым произошла потеря и примерный процент от общего числа потерь приведены в таблице ниже.

 

Причина потери

Примерное количество

% от общего числа потерь

Зенитный огонь

136

47

Истребители противника

66

23

Свой зенитный огонь

13

5

Несчастные случаи

13

5

Зенитный огонь + истребители противника

13

5

Неисправность матчасти

7

3

Не хватило топлива

3

1

Причина неизвестна

31

11

Причины и процент потерь люфтваффе 1 января 1945 г.

 

Но гораздо более тяжёлые последствия имели потери среди личного состава.

Они составили:

- убитыми и пропавшими без вести - 143 пилота

- попавшими в плен - 70 пилотов

- ранеными -  21 пилот

Всего 213 лётчика, из них 3 командира эскадр, 5 командиров групп, 14 командиров эскадрилий. Всего 45 опытных пилотов. Оставшиеся 145 пилотов имели по 5-10 боевых вылетов.

Каковы же причины таких больших потерь? Некоторые из них лежат на поверхности.

1. Слишком позднее время вылета. Когда немцы появились над целью, часть самолётов союзников уже была в воздухе. А так как полёт проходил почти у самой земли - немецкие лётчики почти всегда оказывались в невыгодном положении. Другими словами, время вылета нужно было перенести на 30-40 минут раньше.

2. Ошибочные маршруты подхода к цели и отхода от неё. Часть эскадр пролетала над местами недавних боёв, которые были плотно прикрыты зенитной артиллерией союзников. Как например JG 2, которой пришлось пролететь над утыканным союзными зенитками районом между Моншау и Мальмеди.

3. Плохой расчёт времени пролёта маршрута. Так, некоторые эскадры проходили линию фронта в 9-00, когда зенитчики союзников были уже в полной готовности.

4. Недостаточная подготовка молодых пилотов, особенно к атакам с бреющего полёта. Многим из них ошибки в этих манёврах стоили жизни.

5. Приказ пилотам сделать по несколько атак. Понятно что при последующих атаках все средства ПВО были уже в полной готовности. Кроме того, повторные атаки создавали хаос и опасность столкновения над целью.

 

Ссылки и литература

 

1. BODENPLATTE The Luftwaffe's Last Hope The Attack on Allied Airfields New Year's Day 1945 - John Manrho and Ron Putz

2. 2nd Tactical Air Force, volume two Breakout to Bodeplatte July 1944 to January 1945 - Christopher Shores and Chris Thomas

3. Operation Bodenplatte - англоязычная статья в Википедии

3. Air Power in the Battle of the Bulge: A Theater Campaign Perspective

4. Боевые операции люфтваффе: взлёт и падение гитлеровской авиации - М.: ЯУЗА-ПРЕСС, 2008 - 608 c.

5. Боевое применение Fw 190D и Ta 152. Высотные истребители

6. Авиаторы второй мировой

7. Дитрих Пельтц, англоязычная страница в Википедии

 


Copy left (c) 2009-2010 by Lofte

Hosted by uCoz